1945 год: прорыв Часть 1

0
381

Длительные непрерывные усилия внезапно принесли желанные результаты в конце второй мировой войны; именно тогда благодаря удивительному стечению обстоятельств почти в одно и то же время ученые обогатились целым рядом новых мощных инструментов и методов исследования. В морфологии таким инструментом стал электронный микроскоп. Созданный еще в 30-е гг., он обладал достаточной разрешающей способностью, позволяющей про’ никнуть в дотоле неизвестное пространство клетки вплоть до структур размером в нанометр. Вместе с тем слабая проникающая способность электронного пучка требовала приготовления очень тонких образцов материала — не более нескольких миллионных долей дюйма — и высокого вакуума. Столь жесткие требования создавали значительные технические трудности, которые многих обескуражили. Но некоторые исследователи упорствовали, воодушевленные перспективами прогресса, открывающимися при применении новой техники. В удивительно короткий срок им удалось разработать методы для подготовки образцов тканей и сконструировать приборы для получения из них ультратонких срезов. Качество изображения объектов неуклонно повышалось, что позволило к началу 60-х гг. морфологически описать многие из ранее неизвестных структур.
В свою очередь биохимия также обогатилась целым рядом принципиально новых приборов и методов. Наиболее важными из них оказались хроматография и мечение изотопами. Особый интерес представляла хроматография, основанная на очень простом феномене — образовании каемки или ореола вокруг пятна. Этот феномен знаком каждому, кто когда-либо видел, как на промокательной бумаге растекается капля чернил, или пытался удалить пятно специальным раствором. В основе этого явления лежат различия в скорости движения разных красок в потоке растекающейся жидкости. Некоторые краски могут двигаться вместе с растворителем, но многие запаздывают в той или иной степени, что объясняется их связыванием с волокнами бумаги или ткани. Именно так образуются кон-центрические круги. В начале текущего столетия русский физиолог и биохимик растений Михаил Семенович Цвет первым использовал этот феномен. Пропуская экстракт из листьев через вертикальную трубку, заполненную адсорбирующим порошком, он сумел разделить основные пигменты листьев — зеленый и оранжевый — и получить их в виде отдельных окрашенных полос или колец вдоль трубки. Свой метод он. назвал «хроматографией» (греч. rhromа — цвет, graphein — записывать) .
Цвет умер относительно молодым, и потенциальные возможности его замечательного метода долгое время, вплоть до начала 40-х гг., оставались неиспользованными. Сейчас существует множество вариантов хроматографии — не ограниченной, разумеется, пигментированными молекулами, а применимои ко всем веществам, которые могут быть идентифицированы аналитическим методом. Близким к хроматографии методом является электрофорез в геле, при котором не поток растворителя, а электродвижущая сила способствует передвижению и разделению электрически заряженных компонентов. Описанные методы произвели подлинный переворот в области химического разделения и анализа. Теперь на следовых количествах смеси практически любого состава можно без особых усилий провести анализ, который раньше был полностью недоступен ученым или требовал от них трудоемких повторных экстракций, преципитаций или кристаллизации и больших количеств исходного материала.