Предисловие-Часть 1

Ежегодно во время рождественских каникул один из профессоров Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке читает цикл лекций перед 550 тщательно отобранными учениками старших классов. Цикл состоит из четырех лекций. В 1976 г. мне было предложено провести этот лекторий, получивший название «Рождественского лектория по вопросам наук имени Альфреда Мирского» — в честь выдающегося ученого, специалиста по изучению ядра клетки, основавшего лекторий в 1959 г.
Чтение подобных лекций задача не простая, хотя и весьма многообещающая. Сложность ее заключается в том, что в подобной аудитории неповторимым образом сочетается живой интерес ко всему новому, свойственный молодости, с поистине устрашающим объемом новейшей информации в отдельных, частных вопросах. Так, мои молодые слушатели, по всей вероятности, знали все про ДНК, но вряд ли имели представление о всех подробностях структуры других составных частей клетки. Обдумывая, каким образом построить лекции так, чтобы они получили правильную картину об организации клетки, я пришел к выводу, что лучше всего отправиться вместе с ними в путешествие по клетке. Это дало бы нам возможность самим уменьшиться до размеров бактерий или соответственно увеличить размеры клетки в миллионы раз, что в конечном итоге свелось бы к одному и тому же. В результате мы могли бы свободно гулять, вернее, плавать по клетке, рассматривая структуру ее составных частей, наблюдать их в действии и разобраться в принципах их функционирования. Чем дольше я проникался этой мыслью, тем больше она мне
нравилась. И, что еще важнее, она пришлась по вкусу и моей аудитории.
С тех пор прошло семь лет, и моя четырехчасовая фантастическая повесть разрослась до объемистого опуса из девятнадцати глав. Мне самому работа над ней, равно как и чтение самих рождественских лекций, доставляла огромное удовольствие. Боюсь даже, что иногда я просто забывал о том, что книга предназначается для читателя. Мое «Путешествие» — не учебник, цель которого предложить студенту в рамках определенной учебной программы достаточно полный обзор информации, имеющейся по этому вопросу. В еще меньшей степени оно представляет собой тщательно документированное исследование или обзор, предназначенный для специалистов. Вместе с тем это и не популяризация такого типа, когда трудности скрыты под вуалью кажущейся простоты и ясности. Как явствует из названия, это описание путешествия, где всего предусмотреть нельзя. Случается, что гид руководитель группы — в одних местах останавливается дольше положенного, излагая какие-то подробности или же делясь своими личными соображениями. В других же случаях он торопится, наверстывая упущенное время, и в результате рассказ его получается коротким и поверхностным. Что касается моего повествования, то я хочу поделиться с читателем сугубо личными взглядами, выработанными за несколько десятилетий, посвященных исследованию «дома, где мы все родились», как назвал клетку Альбер Клод, и размышлениями о скрытых в нем чудесах. Не удивительно поэтому, что мой рассказ испытал на себе влияние моих симпатий и антипатий и что он отражает степень моей осведомленности (или недостаток таковой) в тех или иных вопросах. Книга эта не предназначена специально для студента, ученого или неподготовленного читателя. Но я надеюсь, что и студент, и ученый, и неспециалист найдут в ней главы или разделы, представляющие для них интерес, и простят автору имеющиеся , в работе недостатки.
Я сохранил изначальную идею путешествия, во время которого туристы уменьшаются в своих размерах или клетка увеличивается в миллионы раз. Такой прием позволяет увидеть составные части клетки невооруженным глазом, и только в редких случаях приходится пользоваться так называемыми «молекулярными очками». Сочувствую тем читателям, которым не понравится, что автор серьезного научного труда прибегает к подобным вольностям, и которые не желают, чтобы их превращали в микроскопических «цитонавтов», однако не считаю нужным приносить им мои извинения. Ничто в самой природе науки не говорит о том, что она непременно должна быть серьезной. Единственная реальная опасность в моем подходе к описанию научных фактов заключается в том, что использование метафор при передаче трудных для понимания явлений, в частности в антропоморфическом описании процессов, наблюдаемых в живой клетке, может невольно привести к искажению их сущности, ибо весьма соблазнительно вообразить, что указанным процессам присущи планомерность и преднамеренная целенаправленность, характеризующие действия человека. От души надеюсь, что образы, к которым я прибегал в ходе нашего путешествия, никого не введут в заблуждение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *